Настройка Naviter Oudie N (SeeYou Navigator) для соревнований.

Автор: Владислав Кузин

Разработчики очень активно улучшают программу, постоянно добавляя новые возможности, оперативно реагируют на запросы и просьбы пилотов.

Все функции будут реализованы в порядке очерёдности. Так что статья часто будет корректироваться.

Вступление

Компания Naviter, знаменитая тем, что выпускает приборы топового уровня для соревнований, в конце 2021 года анонсировала полностью переработанные маршрутный компьютер Naviter Oudie N.

Не буду подробно описывать характеристики, их можете прочитать на сайте производителя https://naviter.com/oudie-n/

Главное отличие от предыдущих версий — использование стандартной ОС Android. Что позволяет непосредственно само приложение маршрутного компьютеры (SeeYou Navigator) установить из Google Play:

https://play.google.com/store/apps/details?id=com.naviter.SeeYouNavigator&hl=ru&gl=US

Отличие версий незначительное — то, что оттестировано в бета версии, сначала попадает в Oudie N, затем в SeeYou Navigator на Google Play.

В программу бета-версии вы также можете вступить в Google Play или Naviter Oudie N, но нужно учитывать, что часть новых, тестируемых функций может работать еще не должным образом.  Поэтому корректнее использовать стабильную версию с Play.

При этом, можно сохранить все расположения виджетов, сохраняя файл настройки через проводник (менеджер файлов), и после переустановки версий, скопировав его на место заново.

Первоначальная настройка

В дальнейшем буду сравнивать версии на 10 февраля 2022 г (бета версия 2.3.0+1283).

Разработчики рекомендуют включить в Google Play бета-тестирование (в приборе также перейти на beta channel) — это позволяет получать очень быстро исправления неточностей и добавление новых функций, заявленных разработчиками.

После первого запуска крайне рекомендуется создать учетную запись на https://seeyou.cloud/ , что позволит в дальнейшем использовать онлайн базу треков, точек, и прочие моменты, связанные с онлайн анализом своих полетов и соревнований.

Меню настройки SeeYou Navigator

Account

Информация об аккаунте seeyou.cloud

 

Collections

Точки из seeyou.cloud. Можно выбирать, какие в данный момент использовать.

 

Airspace

Включение различных полетных зон. В России актуально — у нас вся страна расчерчена на полетные зоны. Поэтому лучше отключить все, кроме зон аэропортов и запретных зон.

Navboxes & layouts

Раскладки навбоксов

Если вы по какой-то причине удалили все виджеты с главного экрана — вы можете их добавить через это меню. Альтернатива — удержанием на любом виджете главного экрана, и кнопка Add.

Через вкладку Layout Вы можете использовать одну из предустановленных раскладок, или сохранить свою и потом загрузить. Раскладку навбоксов можно импортировать из файла, что очень удобно. Можно использовать как аналог нескольких страниц раскладок — для соревнований сохранить «my competitions layout», для фрифлая «my freeflight layout» и прочее.

Maps & Layers

Map orientation

Ориентация карты. Я люблю track up — курс сверху. Но многие любят north up — север сверху. Как вам удобнее.

Enable thermal assistant

Включение помощника в термиках. Тут он довольно хороший, я его оставляю.

Swap waypoints names and codes

Можно поменять подробные названия точек с их буквенным обозначением (код точки)

Я поменял, мне главное код точки, ведь на доске для брифинга именно они рисуются. Выглядит поменянные точки так^

 

swipe to zoom

Управление масштабом карты с помощью жестов. У меня на всякий случай отключено, чтобы лишних движений не делать, могу и кнопками управлять, а жесты на карте — двигать карту на экране телефона.

Show compass rose

Если map orientation установлен в track up — можно показывать компас вокруг курсора. Размер задается в пикселях. Мне не нравится, что он закрывает карту, я его удалил и вместо этого сбоку у меня виджет компаса есть.

Map layers

Какие слои и типы карт вы хотите оставить, а какие выключить, чтобы кнопки места на занимали и чтобы случайно в перчатках не ткнуть.. Я выключил satellite в тип карт — они не нужны, остальные оставил.

В слоях (Layers) у меня все включено.

Интеграция с topmeteo и SkySight — у кого есть погодные аккаунты, можете подключить — вам будет показываться облачность и дожди прямо на карте (наверное, я не пробовал 🙂

OGN — очень желательно включить — будут показываться пилоты, использующие эту сеть, тех кто рядом.

Skyways, Thermals — рекомендуется включать для мест, где не так часто летают. Показывает маршруты и термики тех, кто когда либо летал в этих местах (xcontest, leonardo и прочее).
Очень полезно бывает видеть термики прямо по маршруту.

 

Offline Maps

Выбирает область для скачивания оффлайн карт — если вы планируете поехать туда, где нет интернета.

Не обязательно — вы всегда можете выбрать и увеличить область, где планируете летать, и при наличии интернета в любом месте оффлайн карта будет скачана и останется в памяти.

Vario

Звуковой вариометр. Включать имеет смысл, если одно из:

1. у тебя Oudie N

2. у тебя телефон с датчиком давления (причём лучше не iPhone, его дурной датчик давления выдаёт обновления раз в секунду, этого критически мало).

3. подключен внешний варио по Bluetooth.

Сейчас для Oudie N варио безинерциальный, т.е. с поддержкой акселерометров. В телефонах с датчиками давления с калибровкой акселерометров дело посложнее обстоит (они там реально кривые!), поэтому пока что варио там реагирует только на давление. Соответственно есть задержка в срабатывании. В будущем планируется реализовать интерфейс для калибровки акселерометра в телефоне, тогда и на телефонах тоже будет безинерциальный варио.

На телефоне с безинерциальным режимом качество варио получается конечно похуже, чем у Oudie N, но летать вполне можно.

System

Тут общий раздел — посылать аналитику разработчикам, логи, сброс настроек, обновление и прочее.

Screen orientation

Ориентация экрана – портрет/ландшафт

Enable task and airspace sounds

Звуки ведения по таску — старт, взятие точки, пересечение Airspace и прочие моменты

Safety altitude

Добавочная высота над целью, над которой показывается долёт.

Если выставить safety altitude 200 м, а на цель реально приходишь с запасом высоты 500 м, то везде в навбоксах и пр. будет показываться высота 300 м (500 – 200 = 300).

Аналогичным образом корректируется required L/D и пр.

 

To Pay or not to Pay? Платить или не платить?

Подписка стоит всего 50 евро в год. Новый прибор стоит более 800 евро с подпиской на 1 год.

Можно платить по 8 евро за месячную подписку только в те месяцы, когда у вас есть соревнования. Если меньше 7 соревнований в год в разные месяцы — так выгоднее.

Если вы хотите все соревновательные функции — очень рекомендую платить. Без них не будет полноценного функционирования прибора. Но для начала можно начать и с бесплатной версии для ознакомления. Если это Ваши первые соревнования с Naviter, и приложение на Android телефоне вам понравилось — Вы можете попросить службу поддержки Naviter support@naviter.com  с просьбой дать бесплатный месяц Вашему аккаунту, на который Вы зарегистрировали учётку SeeYou cloud.

Это позволит использовать расчёт долёта до финиша, глайд и много других фишек. Сначала попробуйте без этих фишек свободный полет, и потом возьмите пробный доступ на ближайшие соревнования и полетайте с этим. Почувствуйте разницу и поймете, нужно ли Вам платить, или нет (ответ — НУЖНО 🙂 ).

Если вы используете SeeYou Navigator не для соревнований, то очень многих функций еще нет. Не парьтесь — используйте XCTrack — там все отлично.

 

Настройка виджетов для соревнований

Перенос настроек с устройства на устройство

Вы можете сохранить на любом устройстве раскладку (см. Navboxes &  Layouts), и скопировать на новое устройства по пути Android/data/com.naviter.SeeYouNavigator/files/layouts , или импортировать из файла.

Затем загрузить сохраненную ранее раскладку также через Settings — Navboxes Layout, также вы можете перенести все настройки с устройства на устройство, с сохранением действующих виджетов и настроек внутри приложения через файл ui_settings.json,  который находится по пути Android/data/com.naviter.SeeYouNavigator/files

Настройка виджетов

 Мой экран виджетов для соревнований выглядит так:

Экран виджетов

Для удобства, я пронумеровал виджеты красным цветом, на основном экране этих цифр нету.

Оранжевым у меня выделены виджеты до текущей точки — глайд, дистанция, высота прибытия. Зеленым — виджеты до гола (глайд, дистанция, высота прибытия).

Серым — второстепенные виджеты. Прозрачные виджеты — те, которые не так важны.

Подробнее о виджетах:

  1. AGL – (Высота над рельефом). AGL — above ground level. Нужна для контроля высоты — стоит ли обкручивать сопли, или хватит высоты. P.S. Высота по GPS у меня есть в других приборах, здесь мне не нужна. Но в тех местах, где есть ограничение по высоте сверху или снизу, рекомендуется добавить GPS altitude .
  2. Current L/D (Текущий глайд ). Зависит от ветра, поляры крыла, высоты, и прочие. Сравнивается с 6м — если текущий глайд больше, чем требуется для завершения таска, то можно не докручивать и лететь на финишном глайде.
  3. Distance (Расстояние до следующей цели ). Расстояние, оставшееся до взятия следующего по маршруту цилиндра вокруг точки.
  4. Arrival (Высота над следующей целью). Высота прибытия к точке оптимизации следующего по таску цилиндра. Нужно для контроля высоты, на которой брать точку. И принятия решения, стоит ли набирать в термиках, или можно взять сначала точку, и потом вернуться в термик (чтобы больше лидерских очков было).
  5. Target (название следующей точки). На всякий случай — чтобы не перепутать название точки, не забыть, если это ESS и нужно гнать. Не забыть если гол. Но если вы уверены в своей памяти — поставьте вместо этого виджета виджет GPS altitude для контроля превышения или занижения высоты в случае запреток по высоте.
  6. Task required L/D (глайд до гола). Показывает требуемый глайд до завершения таска (до гола). Если current L/D (текущий глайд, №2) выше, чем глайд до гола №6, то с большой вероятностью вы долетите до гола, можно не крутить, а давить полную тапку и гнать. Этот показатель учитывает высоту безопасности (safety altitude), указанную в настройках (у меня она 30 метров). И делает корректировку на эту высоту. Также учитывает поляру крыла и распределение встречного ветра по высотам по маршруту. В будущем будет учитывать эти же данные от других крыльев, полученные через OGN/Fanet и другие протоколы лайвтрекинга (так обещают разработчики).
  7. TaskDistance (дистанция до гола). Расстояние до завершения таска. Контролировать, сколько километров осталось пролететь по таску.
  8. TaskArrival (высота прибытия на гол). На какой расчетной высоте будет взятие гола на текущем крыле в текущей ветровой ситуации и при текущей высоте над рельефом. Этот показатель также учитывает высоту безопасности (safety altitude), и другие данные, указанные в п.6. Если данная высота меньше 0 — у вас недолет, там уж сами смотрите, надо добирать или нет. Если расстояние больше 300 — вы явно перекрутили, и потеряли время. Если только вы не после ESS крутите, в этом случае совершенно не важно
  9. Time to go (время до старта по оптимизации). Сколько времени осталось до того момента, как надо лететь на взятие воздушного старта (SSS). В отличие от времени, оставшегося до открытия стартового цилиндра, этот виджет учитывает расстояние, на котором в данный момент времени пилот находится от границы стартового цилиндра. То есть здесь сделана корректировка — когда надо двигаться с места, чтобы взять SSS ровно в момент его открытия. Позволяет занять лидерскую позицию в начале гонки.
  10. Wind (скорость ветра, км/ч). Текущая скорость ветра на данной высоте. Нужно для контроля глайда и планируемой скорости полета, а также крутить или не крутить сопли (будет сносить поток при сильном ветре).
  11. Time (текущее время). Текущее время суток. Берется из настроек телефона. Просто для контроля.
  12. Flown dist. (пройденная дистанция). Сколько километров вы уже пролетели по таску. Для контроля — например если хотите выполнить норматив КМС — то после пролета нужного количества км можете смело садиться — норматив выполнен! 🙂
  13. Ground speed (скорость относительно земли). Тут все понятно — ваша текущая скорость. Складывается из воздушной скорости и скорости ветра. Для принятия решений о дополнительной обработке потоков и других моментов.
  14. Flight time (затраченное время). Время с момента наземного старта (не SSS). Старт от SSS еще нету

Еще интересный виджет, не используемый мной — SpeedToFly. Указываешь MacCready, и SpeedToFly тебе показывает, с какой оптимальной скоростью относительно земли необходимо делать переход к цели. Т.е. буквально если SpeedToFly и Ground speed равны –  на переходе  оптимальная скорость.

Для свободного полета не делал коллекцию виджетов — мое мнение, что для свободного полета проще использовать xctrack, нет необходимости наворачивать такой серьезный прибор отвлекающими функциями (типа расчет треугольников ФАИ и прочее).

Ввод таска (задачи)

Находится в меню Task. Можно ввести, сканируя QR код, отлично подходит QR код из XC Track. Что значительно упрощает ввод.

Существует два типа таска — race to goal (классическая гонка) и XC Task — где нет воздушного старта. Второй тип задачи — для свободного полета по маршруту.

Таск вводится интуитивно понятно — путем добавления точек. Чтобы изменить ESS/SSS, достаточно сделать на нужной точки свайп влево.

Автор: Владислав Кузин (wladk@yandex.ru), февраль 2022.

 

P.S. Выражаю огромную благодарность Сергею Ларионову из компании Naviter, одному из разработчиков ПО SeeYou Navigator, за помощь и советы в настройке.

Поделиться статьей в социальных сетях

Line Para2000.ru

Добавить комментарий