Палатка для биваков. На что смотреть.

Многих сейчас привлекают полеты с ночевками в горах. Совершить посадку на полянку после хорошего полета, приготовить себе ужин на природе, полюбоваться закатом в горах, а утром встретить восход. – Романтика? Но наше самочувствие утром сильно будет зависеть от того, удалось ли выспаться и не замерзнуть ночью. Вершины и вид с них – это, конечно, прекрасно, но… когда ты выползаешь утром, еле волоча замерзшие ноги, кутаешься в куртку, несколько раз вздыхаешь (типа «хорошо-то как») и ползёшь поскорее обратно, в палатку. Палатка – это наш дом, и от того как она выбрана очень зависит сохранность нашего здоровья и уровень “Прекрасных впечатлений” который вы привезете из бивуака.

Палатка конечно не панацея, есть и другие варианты для ночлега, часто вполне комфортного, есть 3 принципиальных варианта:

  1. Ночевать в домиках пастухов, кошарах, под открытым небом.
  2. Ночевать в крыле.
  3. Иметь с собой свой домик (палатку).

Вариант 1 подходит для условий, когда вы знаете в точках предполагаемых ночлегов есть “крыша над головой”. Это могут быть деревни местных жителей, кошары, дома пастухов, гостевые дома и т.д. Тогда вы можете рассчитывать на хороший уровень комфорта при ночевке и заметно уменьшить объем, вес (и цены) своего снаряжения. Однако в этом случае в вас нет подстраховки при посадке в не назначенном месте, да и разнообразие возможных маршрутов – сильно сокращается.

Вариант 2 – весьма неплох. Дело в том, что наш параплан вообще очень универсальная штука. При определенных условиях он вполне может нам заменить целый ряд бивачного оборудования, выполняя роли палатки, спальника и коврика одновременно.

В наших полетах в Бире в 20015 и 2016 г , Алексей Кучеренко – отказывался от проживания в палатке и спал всегда в параплане. Коврика он тоже с собой не брал и ограничивался только теплым спальником и пуховой курткой.

Алексей Дружинин (Лохматый) тоже частенько спит в параплане, если не ожидается ночью осадков и если температура не опускается ниже -5 град С.

Однако вариант 3, иметь с собой отдельную палатку – все же наиболее универсален и обеспечит наивысший уровень комфорта и сохранности снаряжения.

Давайте рассмотри требования к палатке.

  1. Небольшой вес и компактность.
  2. Комфорт ночевки.

Первое часто противоречит второму, ибо для комфорта важны жизненное пространство, защищенность от ветра, простота установки, хорошая защита от конденсата.

Для начала определим 2 основных вида палаток.

  1. Однослойные.
  2. Двухслойные.

Однослойные – в таких палатках, следуя из названия есть только один слой ткани, который выполняет все функции, как защиты от окружающей среды (осадки, ветер, солнце) так и часто выполняет роль силового каркаса, который растягивается дугами.

Преимуществом однослойных палаток можно считать более простую установки, и (иногда) чуть меньший вес и большую компактность. Но важно понимать, что нормальные условия комфорта достижимы только в однослойках из хорошей мембранной ткани, иначе вас будет заливать конденсатом.

Двухслойные палатки, состоят из внутреннего и внешнего слоев. Внешний слой играет роль защит от окружающей среды (осадки, ветер, солнце), а внутренний обеспечивает вентиляцию и работая совместно с внешним – способствует уменьшению теплопотерь за счет конвекции. Внутренняя часть чаще всего делается комбинированной из сетки и “донного корыта”. Чем больше сетки – тем лучше вентиляция, чем выше донное корыто – тем больше тепла может удержать такая палатка.

Давайте сравним эти варианты по разным параметрам.

Вес и объем.

Казалось бы, что 2-х слойные палатки должны сильно проигрывать однослойным, однако при сопоставимом внутреннем пространстве их вес практически одинаков, так как мембранная ткань толще и тяжелее, чем простая ткань с пропиткой (тент 2-х слойки) и сетка внутренней палатки.  А сама мембрана требует более бережного и аккуратного отношения к ней. Выигрыш в весе бывает только у Byvi мешков, но это уже и не палатка вообщем, а скорее мембранный чехол для спальника, так как жизненного пространства в таких мешках практически нет.

Тепловой комфорт.  

В хорошо настроенной двухслойной палатке, температура внутри к утру, может быть на 6-8 градусов выше чем снаружи. Температура будет зависеть от количества людей внутри, от наличия или отсутствия “юбки”, и от того как настроена вентиляция. Для однослоек температура внутри практически равна окружающей среде.

Ветроустойчивость – сильно зависит от конструкции и способа установки. Однослойную палатку поставить всегда легче чем 2-х слойную.

Водонепроницаемость – сопоставимая, хорошие мембраны отлично держат внешнюю воду.

Следующий конструкционный момент – внешние или внутренние дуги.

При внешних дугах, вначале устанавливается тент, растягиваемый дугами, а затем к нему подвешивается внутренняя часть.

Плюсы этой схемы – можно установить только тент без внутрянки, в принципе часто можно не отстегивать внутрянку от тента, и устанавливать все вместе сразу (уменьшается время установки, но снижается компактность при перевозки), часто конструкции с внешними дугами более ветроустойчивы.

Из таких плюсов вылезают и минусы (они же плюсы системы в внутренними дугами, когда на дуги подвешивается внутренняя палатка, а тент просто прицепляется сверху) , не всегда очевидные сразу. В частности, возникают проблемы с просушкой палатки. Если дуги внутренние, то мы снимем тент, накинем его на куст, камень или просто на что придётся, внутрянка при этом тоже быстренько сохнет. Просушить палатку на внешних дугах так просто не получится, даже открыв вход и вентиляцию «настежь». Если реально хочется просушить, всё равно придётся отстёгивать внутреннюю палатку.

Дышимость (паропроницаемость) и конденсат.

Если сравнить способность палаток препятствовать образованию конденсата, то тут многое зависит от внешних условий. Например мембрана очень эффективно может отводить водные пары, но ее эффективность сильно зависит от парциального давления пара снаружи и внутри мембраны. Грубо говоря, чем выше влажность наружнего воздуха – тем хуже работает мембрана.  Напоминаю, что все это относится ТОЛЬКО к мембранным тканям. Однослойка их обычной ткани – это конденсатосборник! Дышимость 2-х слоек – зависит от настроек вентиляции и того как вы ее установили (может ли ветер задувать под тент).

Насчет конденсата, давайте остановимся подробнее.

 

Конденсат является продуктом перехода пара из воздуха в жидкое состояние. В палатке при этом следует учитывать сразу три момента:

а) из-за нахождения человека в палатке (рассматриваем пока ночь и отсутствие нагрева извне) возникает разница температур внутри палатки и снаружи;

б) в воздухе вообще содержится водяной пар;

в) человек через вентиляцию лёгких теряет воду и добавляет пар в воздух внутри палатки.

В нашем случае возникновение конденсата неразрывно связано с понятием точки росы. Для нас точкой росы бедет температура воздуха в палатке, при которой пар в этом воздухе становится насыщенным и, собственно, появляется явление конденсата. То есть, как только воздух проходит точку росы (охлаждается ниже определённой температуры), образуется конденсат.

Точка росы напрямую связана с относительной влажностью.

Что такое относительная влажность воздуха в палатке? Это отношение массовой доли водяного пара, который на данный момент находится в воздухе внутри палатки, к максимально возможной массовой доле при данной температуре. Чем относительная влажность выше, тем точка росы ближе к фактической температуре воздуха, и наоборот.

Человек в состоянии покоя в палатке выделяет в час, в зависимости от массы и физического состояния, от 30 до 60 грамм влаги. Два человека в палатке за восемь часов выделят минимум поллитра влаги. При условии приготовления пищи в палатке, а также если часть снаряжения мокрое и просушивается на теле, то концентрация пара в воздухе существенно повышается и сильно возрастает относительная влажность.

Это влечёт за собой две неприятные вещи:

– конденсат как таковой, а так же, как следствие, мокрое снаряжение и, в частности, влажный спальный мешок, что снижает его теплоизоляционные свойства, причём, достаточно ощутимо.

– дискомфорт сна, так как при высокой влажности человеку физиологически тяжелее.

Одной из задач вентиляции в палатке является понижение относительной влажности внутри объёма. Это единственный ощутимый способ борьбы с конденсатом. При этом стоит понимать, что вентиляция предполагает в первую очередь уравнивание влажности внутри и снаружи, а значит, если на улице очень высокая влажность, то вследствие перепада температур внутри и снаружи конденсат выпадать всё равно способен даже при хорошей вентиляции – там уже будет зависеть от скорости потока воздуха, температуры за бортом и показателя относительной влажности вообще.

Смотрим дальше. Идеальной с точки зрения вентиляции палаткой является такая, которая вся изготовлена из сетки. Для двухслойного варианта идеалом будет сеточная внутренняя палатка, низкое донное корыто, тент с существенным зазором между ним и землёй в нижней части, а также наличие больших окошек вентиляции на тенте.

Понятно, что на практике такие идеалы мало куда пригодны.

Мембранные однослойные палатки в отличие от брезентовых позволили значительно снизить вес изделия, улучшить водозащиту и решить в определённых обстоятельствах проблему с конденсатом. По факту, чем больше разница парциальных давлений, тем лучше работает мембрана, и наоборот. При отрицательных температурах, правда, всё равно приходится надеяться на вентиляцию.

Двухслойные палатки представляют собой массу компромиссов в зависимости от назначения палатки. Если сложить между собой понятия ветроустойчивости и защищённости от осадков и получить понятие погодоустойчивости, то чем она выше, тем меньше вентилируемость внутреннего пространства.

С ростом погодоустойчивости изделия увеличиваются борта донного корыта; сокращается, а в некоторых случаях и исчезает, сетка на внутренней палатке; тент либо уходит впритык к земле, либо превращается в юбку.

Т.е., существует зависимость – чем выше погодоустойчивость, тем больше жертвуется вентиляцией.

Тем не менее, фактически на любых «погодоустойчивых» палатках сохраняется возможность хорошей вентиляции при хорошей погоде – вентиляционные щели; возможность подвязать юбку; дублирование входов во внутреннюю палатку сеткой.

То есть, если мы ставим экстремальную палатку на плоскую ровную площадку, открываем все вентиляционные окошки, подвязываем юбку и оставляем ночью на входах сетку, то конденсата с большей долей вероятности не будет.

Важны будут две вещи:

а) чтобы погода позволила такую роскошь – в лесной зоне-то всё понятно, а вот выше её в горах можно такое позволить далеко не везде;

б) комфорт сна в условии перемещения масс воздуха – если на улице прохладно, а донное корыто во внутренней палатке низкое, то спать будет холодно и вообще неуютно.

 

Теплоизоляция повышается одновременно с погодоустойчивостью (для двухслойных палаток), но при условии снижения уровня вентиляции. Тут следует выбирать – либо меньший конденсат в палатке (если погода позволяет), либо большая температура внутри. Последнее может быть критично. Если за бортом минус десять, а внутри ночью -2…-5, то такую разницу трудно переоценить, глядя на температурные показатели зимних спальников и их цены в магазине.

Летом, впрочем, ситуация не лучше. У большинства пилотов спальные мешки имеют нижний предел комфорта порядка плюс пяти градусов, а значит при ночёвках около ноля в горах можно спать с комфортом. При этом не следует забывать, с каждой ночью всё больше в силу энергодефицита, усталости и загрязнения/увлажнения спальника.

Перепад температур в 6-8 градусов характерен для ночи и сна обитателей палатки. В «активном» состоянии перепад быстро достигает и десяти градусов.

 

В общем и целом, делаем выводы:

  • Вентиляция сильно зависит от конструктива и предназначения палатки, чем она лучше конструктивно, тем меньше конденсата, но тем ниже показатели погодоустойчивости.
  • Вентиляцию необходимо «настраивать» применительно к каждому биваку в пределах конструкционных возможностей изделия.
  • Чем меньше вентиляция, тем при худшей погоде будет больший перепад температур внутри и снаружи палатки.

 

Если удается перенести точку росы на тент палатки – то это существенно повышает комфорт сна и улучшает теплозащитные свойства спальника.

почему это важно?

Давайте рассмотрим 2 примера.

  1.  “Летние условия”.

В этих условиях внутри палатке у нас температура выше точки росы, и достигает точки росы только на поверхности тента.

Тогда отсыревание утеплителя в спальнике происходит за счёт:

а) впитывания утеплителем паров от тела при их перемещении 

б) за счёт падения капель конденсата с тента на спальный мешок.

Параметр «б» более существенен, сюда же можно включить собирание спальником конденсата со стенок палатки, пока мы ворочаемся. Разница по впитываемости именно паров между синтетикой и пухом при такой модели, на мой взгляд, несущественна. Разница в отсыревании от капель есть в силу как разницы в толщине пуха и синтетики в спальниках одного температурного диапазона, так и в силу их разной гигроскопичности, но это мы будем рассматривать в отдельной статье про спальники.

В “Зимних” условиях, когда температура внутри палатки опускается “ниже 0” ситуация меняется.

В данном случае точка росы не выходит за пределы утеплителя и находится внутри него. Чем теплее в палатке, тем больше шанс того, что точка росы выйдет за пределы спального мешка (это важное преимущество 2-х слойных палаток).

Примечание: на практике, точка росы постоянно смещается и выходит местами за пределы утеплителя, перемещаясь на поверхность спального мешка, совпадая с точкой замерзания, а потом заледеневший конденсат частично растаивает и впитывается в утеплитель.

Точка замерзания превратившихся в воду паров может не совпадать с точкой росы, или не всегда совпадать, а также перемещаться в зависимости от смены положения/позы спящего. Многие путают точку росы и точку замерзания паров — они могут находиться на разных уровнях, и чем общая температура теплее, тем больше будет между ними разница.

Зимой накопление конденсата в утеплителе и его замерзание в дальнейшем (а на морозе непосредственно) происходит из-за:

а)перемещения точки росы внутрь утеплителя;

б) оседания изморози от паров дыхания на поверхности спального мешка; или

в) осыпание изморози вниз со стенок палатки, затем её таяние и впитывание утеплителем через ткань или швы.

Таяние связано с неравномерным выходом тепла из спального мешка наружу из-за смены позы, натягивания стенок спальника и последующего сминания утеплителя и тому подобное.

Также в накопление конденсата входит повышенное испарение влаги с мокрой одежды и обуви, если они находятся в спальнике, а также от дыхания, которое частично попадает внутрь спальника.

Чем опасно перемещение точки росы и точки замерзания внутрь спальника? –

Влажный утеплитель – лучше проводит тепло и соответственно хуже теплоизолирует.

При перемещении точки замерзания внутрь спальника в нем образуются кристаллики льда, которые занимают свободное пространство, тем самым вытесняя воздух, а он – основной теплозолятор.

При ухудшении теплоизоляционных свойств спальника, процесс его промерзания ускоряется и мы быстро замерзаем.

В следующей статье, мы подробнее рассмотрим процессы промерзания спальника, а сейчас подведем выводы про палатки.

  1. Оптимальным решением будет компактная 2-х слойная палатка. Бивак мешки неудобны, так как там мало жизненного пространства, нельзя приготовить еду, нет места для хранения параплана (а параплан внутри палатки может отлично заменить (или усилить) спальник.
  2. В целях обеспечения хорошей ветрозащиты и теплозащиты оптимальнее палатка с низким тентом и/или высоким донным корытом.
  3. В палатке должна быть возможность регулировать вентиляцию, то есть верх внутренней палатки и двери – из сетки, возможность поднять частично тент, и приоткрыть тамбур.
  4. В целях повышения ветрозащиты она должна обладать необходимым набором оттяжек, в том числе и по цетрам сторон тента, чтобы тент не прижимало к внутренней палатке.
  5. Верхний слой (тент) лучше из ткани с 2-х сторонней силиконовой пропиткой, к ней меньше примерзает конденсат и она отлично держит внешнюю воду.

 

Сейчас есть на рынке 2-х слойные палатки, которые в 2-х местном исполнении весят менее 1 кг. Конечно 2-х местные при размещении с парапланом лучше использовать для 1-го пилота, а если вы хотите летать парой – то лучше взять по просторнее.

 

Поделиться статьей в социальных сетях

Line Para2000.ru

Добавить комментарий