Отчет за 2011год, или 2 блина комом. Бивак. (Алексей Дружинин).

Очень впечатлила эта карточка в National Geographic:  монастырь Ки, рядом с поселком Каза,  долины Спити.

Идея, как развитие маршрута 2010 года.  Пролететь  вокруг национальных парков  Great Himalayan и Pin Valley: через ущелье г. Рампура, приграничную зону с Китаем,  индийский Тибет-долину Спити, и вернуться через перевал Рохтанг. Использовать  автодорогу, идущую по этому маршруту, как опору, ориентир и аварийный способ выезда -всего около 400км.

Основные сложности: для нахождения в приграничной  зоне требуется пермит- выдается при личном присутствии в городе Реконг-пео в ущелье Рампура,  или в п.Табо, долины Спити . Перевал Рохтанг закрывается с 15 октября по середину мая, может раньше или позже, зависит от количества снега.  И самое главное: долина Спити в другой климатической зоне, за водоразделом Гималайского хребта.  Климат более сухой и холодный, возможны сильные ветра, и летный сезон не совпадает с предгорьями и Биром. Средние высоты гор 6500м, долин –  4000м, ночевки предполагаются  на  5000м вне поселений– полная автономка, температура ночами, на этих высотах до -25. Удалось проконсультироваться с Бобом Друри – летал  северо- западе,  в долине  Кейлонг  в 1998, 1999 и 2005 годах.  Его рекомендация – осень,  вторая половина октября,  горы чистые от снега, и уйдет летняя жесткость.

Весна. Терпелки  ждать осени не хватило, да и весна больше нравится. Снега в этом году очень много: на 3т, там, где в 2010 году только небольшие языки, сейчас  метр – полтора.  Большие горы все белые, и кучевки над ними не видно. По традиции, лучшая погода в облеточные дни – в Бире до 5000м.

Старт 29 марта– подарок на день рождения.  Ден Бердников (Передок) взялся проводить «до угла» за компанию. Дошли  до разделительного хребта к Куллу и свалили обратно  в долину – переразвитие  сразу  с трех сторон.  В спирали, от перегрузки, разошлась молния подвески, веревка пошла «погулять»,  умнитца – не зацепилась  посадке ни за что.  Обратная  дорога прошла в сырости – под дождем.(трек)

30го(трек)  и 31го(трек) погода хорошая,  50км и 90 км соответственно.  Первая ночевка в пастушьей кошаре, из воды – грязный ручей (точка 023SL_2650 видео). Вторая в середине ущелья Рампура  – всего в 60км до Китайской границы. Впервые сказалась плохая акклиматизация с приступом горняшки после 5800м.  На третий день погода сдохла: верховая креза и  фоновый западный ветер. Впереди –  полная неизвестность, там еще никто, никогда не летал. Решил отменить полет,  и вернуться:  непонятно что с погодой в Спити, перевал Рохтанг закрыт, нет перимита : равнозначно,  нет возможности сесть у дороги, и вернуться в обратную сторону землей, через приграничную зону. Старт со второго раза: тяжелое крыло сыграло неприятную шутку, прокатив физиономией по чекам.  (видео)

Против ветра, за 2 часа смог пролететь 17 км, прыгая  туда – сюда. через ущелье по отрогам.(трек)  Скорость на полном акселе иногда падала до 20 км/ч, ротора в подветренной зоне до минус 9 м/с. К 14 погода окончательно сдохла – сел. Не идет полет – включаем  терпелку  до осени! (видео посадки)

Осень.  Подход скорректировал: заранее договорился с  Сурешом о пермите, витаминный  акклиматизационный комплекс, и новое крыло Mantra M4, более безопасное и с легким стартом-посадкой (и бонус  – 2 кг веса, общий всеравно зашкалил за 30 кг).  Как и бывает в жизни, что то пошло боком: так и не получилось сделать пермит  – только потерял 4 дня на «завтраках». Через приграничную зону решил не идти, а пролететь  по прямой,  на север,  между городами Реконг-пео и Табо, через  одно из ущелий  горного массив национального парка.  70 километров, и  5тысячный перевал – вполне реально за день.

Вылет 24 октября. За первый день сделал  75 км за 3:30.(трек) Погода для осени неплохая. А по сравнению с весной, градиент температур слабый, потоки, на небольших высотах +2-3 в лучшем случае, база в районе 4т. На разделительном хребте Бир-Куллу  получил первое сложение и дискотеку, секунд на  10. Крыл болтался как воланчик, из  стороны в сторону,  сохраняя при этом нагрузку на  центроплане.  Выход с небольшим галстуком, без ротации – спокойно расправил двумя руками (Это единственное  большое сложение на этом крыле, примерно за  80 часов налета, и единственный галстук).

Хорошая, большая посадка точка 024_2600, в 150метрах над деревенькой. Встретили, поболтали , напоили,  положили, поспали, проводили.

Старт-посадка 024_2600 на отроге хребта. С севера, до вершины – весь в елках, юг – идеальный старт огромных размеров. Тут началась засада – ветер северный – ротор! Прогулка по хребту не помогла найти  поляну под север.  А хорошая пробежка помогла улететь.

Погода сдохла  до +2 в забросах, еле набрал 1000метров, облачность к 70%. Через  10 километров  уже ничего не нашел, вернулся назад на 4 км, и  угнездился на южный склон предыдущего хребта.  Итого: высота 2100, за час полета  шесть километров и накрапывает дождь.  А вправо 10км – и влево 10км – светит солнце!  (трек)
До кучи “потекли”: от перепада давления – компас, и от колючек – питьевая система.

С утра 26го старт  поздний – чтоб наверняка. Потоки так же, около +2, база 4700. Сделал крюк около 15-20 км чтоб забраться на следующий хребет, по нему пошел на восток. Внимательно осмотрел горы по дороге. Снег начинается на 4000-4200 – без него воды не будет, с собой НЗ 1литр – ночевать и лететь дальше на таком запасе  без шансов. Всего за 3 часа прошел  50 км, выбрал целью деревеньку Натфа (точка213), в ней был в 2010году: хороший склон, вода, еда, ночевка.  На высоте скорость  прыгала 50-60 км/ч,  значит фоновые 4-5м/с – вполне нормально для  ущелья Рампура – внизу, у склона, термики тормозят  ветер, турбулит, но вполне приемлемо для посадки.  На подходе потерял 1400метров в роторном  -5.  Начало напрягать – такой слив  типичен для сильного фонового ветра весной.  Ниже 2500м начало ощутимо  поддалбливать.  Стала видна разница весны и осени: весной, высокие горы покрыты снегом, градиент температур большой, солнце сильное. Долинный бриз в ущельях создается средней и нижней частью гор, он не такой сильный, а у склонов, горизонтальная составляющая бриза пережимается  сильной термичкой в вертикальную – просто рваный термодинамик. Осенью горы без снега и хорошо прогреты, градиент слабый,  работают верхние части гор, выше 4 – 5тысяч. Внизу термичка слабая – не перебивает бриз. Длинна ущелья около 120км,  высота гор до 6500метров, сильный ветер по низам, как в трубе,  ротора,  чем ниже и ближе к склону – тем сильнее. Приблизительная скорость ветра 7-10м/с. Первый заход, самый безопасный, сходу на наветренное ребро отрога, я профукал: побоялся срывать крыло на 2-3метрах. На втором заходе начало сдувать, осталось сесть на боковую стенку. Каждая попытка приблизиться к рельефу заканчивалась расколбасом  и проваливанием еще ниже.  Самое опасное – получить массированное сложение у рельефа. Спасибо крылу,  позволяло держать его под контролем каждую секунду:  не давать ему сильно сложиться,  компенсировать клевки  и отворачивать от склона на выходе. Дно ущелья в этом месте 1400м, дальше, до 1700м – скальники,  без посадок.  Перспектива  на очень большие проблемы, если повезет – будут легкие телесные. Так страшно, наверное, первый раз за 10 лет полетов – выхода нет вообще, даже дерева –  развеситься, улететь нельзя – только воткнуться в камни.  Как обычно – везет дуракам, на очередном заходе резкое выключение ветра: или сошел впереди сильный поток, или затенение от сильного ротора.   На радостях воткнулся в ближайшие кусты – живой!  Потом, при анализе, как вариант: если бы слился ниже зоны посадок, можно перелететь по ветру на северную, застроенную и лесистую сторону ущелья – развеситься на деревьях.  Сел на 1900 в 10 метрах от тропы к поселку – очень удачно! (трек)Подбежали два «кренделя», давай снимать-звонить –орать в мобилки. Мешали общаться по телефону с  Тохой: «Я вчера говорил что сел в роторе? Так вот, это полная х..я!» (видео посадки) В сумерках  двинул  в поселок, под звуки хлопушек и петард в ущелье – начался праздник  Дивали – Индийский новый год.  Тропа по краю обрыва: идти  без фонарика темно и не страшно.  Индусское сарафанное радио и желание поболтать по любому поводу, помноженное на сотовую связь, дает замечательные результаты: меня уже ждал  сын служителя при храме  – Welcome!

27го поднялся до 2500 на знакомый старт над поселком. Местные отказались  помогать с рюкзаком, даже кокпит не взяли –  тащил все сам. Стартовал  в 12, ветер уже раздувает, а термичка слабая. Проковырялся 20 минут слив 300метров – безрезультатно, сел  в 300метрах над вчерашней посадкой (трек).  К 13:00 порывы ветра усилились до 10м/с, рестартовать вообще расхотелось, возвращаться в поселок  то же.  Моя поворотная точка на север, город Реконг-пео,  в 30 километрах по дороге. По Гуглу  над ним, в г.Кальпа, должен быть старт с заездом  – в теории (точка 017). Перед ними ущелье раздваивается, на развилке – гора Jorkanden  6474м, по идее, должна притормаживать  и менять направление бриза.  Рвану туда!

«Ща!» – дорога на другой стороне ущелья.  Спуск по «травке», только до тропы  занял больше двух часов – под ней камни и изрезанный склон, куда ставишь ногу, не видно. И еще два часа по тропе, до речки, со смешной канатной переправой: в металлической корзинке, подвешенной на трос,  на ручной  тяге. И еще 100 метров верх, уже к дороге – вышел в сумерках.  Приятно, что  я – местная знаменитость, все про меня знают, угощают чаем!  Зато ночью, в Кальпе, была гостиницы, с нормальной едой и горячей водой, отстирыванием белого от соли нижнего белья (интимная картинка), и плясками индусов под окнами до 5 утра.  Беруши – наше все!

Стартовая площадка 017_2800 оказалась лажей.  Остается подниматься через сосновый лес к альпике.  Тропы как таковой нет,  валуны и поросшие лесом старинные чеки – идти тяжело и красиво.  Воды с собой уже 2 литра. Через  4 часа нашел пригодный  холмик  на 3150. Расчистил, спилив две небольшие сосны –  чтоб крыло прошло.  Склон восточный, в роторной зоне отрога. Верховой фоновый ветер  – сильный ЗСЗ с перьями, кучевки нет, несколько орлов «жуют сопли».   Внизу кедры, поселок,  ущелье – посадок не видно. Выжидаю по максимуму и стартую в два часа. И 10 минут матюков: удается набрать 20меров в размазанном пузыре, и все – ветер бет термичку, а заодно и крыло.  На счастье на окраине Кальпы  не маленький такой  стадион: 120х60метров, с высокими бетонными трибунами.  Все окрестные флаги показывают в его сторону, он в роторе, и направление ветра меняется каждую минуту.  Такая лотерея – с трудом  попал.(видео)  Зато как  приятно, смотреть на гнущиеся 40 метровые кедры в ущелье, с земли! (трек)

Остается вернуться к выходу из ущелья, где бриз слабее, и пролететь другим путем – верхом. На одной из 2х индийской карте и в гугле, на 20 км севернее г.Рампура, через перевал «Bashleo pass» 3377м, проходит дорога MDR28 (major district road), по маркировке – основная и асфальтированная!  По этому хребту я шел на восток 2 дня назад, дороги  не видел – мог не заметить в лесу. Какая карта верна – неизвестно. Все равно вариант, 2 против 1!

К 10 вечера был в Рампуре на таксистабе. Местный народ бухой  – Дивали как-никак еще идет. С горем  нашел щуплика на «махиндре»: долго торговались до 2.5т рупий,  тот  30 переспросил место назначения, и еще час ездили по городу – пытались узнать дорогу.  Результат:  что то есть – где то там.   Поехали. В дороге одна из развилок завела в тупик, это стало ступором для водилы. Индусы верят в реинкарнацию.  Мой водила, в прошлой жизни, похоже, был блондинкой: работая таксистом, не научился ездить задом, и разворачиваться на месте.  Первый раз в жизни я водил незнакомую леворульную  машину, по ночному узкому горному серпантину – где то с час. Дорога в начале асфальтированная, затем  грунтовая,  местами «мощеная» камнями. Это когда, округлые камни ставят вертикально, плотно друг к другу. Езда по ним напоминает  дружбу с отбойным молотком – за час мозг равномерно разбрызгивается по машине.  К 5 утра доехали до темпла «Sarahan»,  в 3км от перевала – дорога кончилась! «Совок» с его «туристической картой-схемой», чтоб враг не прошел – отдыхает!  Дорога заканчивается на 2300м дальше – пешая тропа в гору.

Проснулся в 10 утра в палатке, на завтрак два варианта: стартовать с этой высоты и пробовать зацепится за слабый низовой термик – маловероятно, или  подниматься километр на перевал  – гарантированно улететь завтра.   Мучение местных с намеками:  «лошадь»,  «портер», «хелпер» -на крайний случай,  вызвало только недоуменные взгляды, со словами: «завтра, может кто и пойдет…».

К 16 поднялся до3т – удолбался! Лететь уже поздно: ручей, палатка, ночевка.

Из этой точки, нужно попытаться пролететь  обратно 45 км на восток, до прошлой «веселой» посадки у п.Натфа – на восток, по ветру,  будет быстро.   И далее 50км на север, через  5тысячный перевал до ближайшей теоретической посадки (точка 402_4250). Как вариант, если не будет хватать высоты на перевале – можно добрать в облаке, а без компаса, это очень рискованно.   А с головой приключился склероз, никак не мог вспомнить: в районе поворота, насколько пригодны верхние части  хребтов  для посадки – мало ли что? Я же тут пролетал не один раз!  На ЖПСе картинки не четкие и плоские, кроме проплешин с непонятным рельефом ничего не увидел. А садиться внизу еще раз,  уж очень не хочется – везение не вечно. Выбор: направо – летим дальше, налево – домой. Выбор сделаю в воздухе по погоде.

30го разложился тут же, около стоянки, на южном склоне, с намереньем лететь  в 12. 11-45, стою, все собранно, готовлюсь  встегнуться, никого не трогаю.  А крыло потихоньку сворачивается в трубочку – мать его! Фоновый опять северный, на старте  ротор!  Еще пол часа жду, может переключится – нет. А это собрать всю снарягу, и подняться на 250 метров к северному склону.   За 100 метров до перевала замечаю: а  тут восходящая часть ротора – можно лететь. В 14 стартую. Хотя потоки тут до +3 и база 4700, а больших горах должна еще подняться – хватит чтоб преодолеть  4900м перевала. Пролететь за 3 часа почти 100км нереально.  Выбор: или домой, или рулетка с ротором в ущелье.  Как не грустно – домой.

50километров за 2:30 и посадка у знакомой по весне кошары.  В воздухе сильная дымка, и видно над хребтом Манди-Бир, который ниже меня, плотный слой облаков.  Погода выключается как рубильником, ровно в 16:30.  Кошара все та же, что и весной,  только ручей почти пересох – очень кстати я таскаю последние дни по 3 литра воды.(видео посадки), (трек)

31го база едва выше хребта 3200. С ходу пытаюсь на такой высоте перейти долину Куллу и упираюсь во встречный ветер – 20км/ч на акселе. Перейти вообще без шансов, а желания лететь в обход  уже  нет. Сажусь  недалеко от аэродрома, почти между самолетами – их на удивление сегодня много, каждые 10 минут армейский борт. Собрался:  огородами, «бас», уже вечером – ром с друзьями.
Все

Огромное спасибо друзьям, которые мне помогали и поддерживали, несмотря на свои сложности и проблемы. Весной Ден Бердников (Передок), осенью Антон Поляков (Тоха) и Николай Юдин (Незнайка). А своим опытом, советами и оборудованием Павел Булгаков (Пашка с Фишками).

Оборудование.

Мои точки (KML) все.

Пояснения, термины, полезные сылки.

 

Автор – Алексей Дружинин (Лохматый). 2012г.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться статьей в социальных сетях

Line Para2000.ru

Добавить комментарий

Ближайшая лекция. 26 сентября. Соревнования КОС. Зачем нужны и как проводятся.

Чему учат и зачем нужны соревнования КОС