Бивак-флай, опыт №2. (Алексей Дружинин).

Прошлого нет, будущее призрачно, только момент настоящего. Жизнь – чистый лист бумаги перед тобой.

Удивительное ощущение. 2 года ждал возможности еще раз сделать что то подобное.
Весна считается не самым лучшим сезоном – нестабильная погода и снег в горах, зато высокая база. Октябрь, наоборот – стабильная, хорошая погода, но низко. Выбрал весну.
Несколько месяцев готовил возможный маршрут и оборудование. Цели лететь в Непал не было – радиальный маршрут с возвращением в точку старта. Зона с С-З ограничена поселком Бир – базой наших полетов, с С-В китайской границей (Ден Бердников «Передок» peredoc очень хотел туда слетать – его идея), на Ю-В дальняя точка 031 г. Уттаркаши ок 220 км от Бира , и Ю-З – г.Шимла. Программа максимум: Бир – Рампур – китайская граница – Рампур – Уттаркаши – Шимла – Бир. Итого – 600 километров.


  Маршрут смотрел в Google Earth, район уже снят с хорошим разрешением. Видно фактуру рельефа, поселки и т.д., это помогало. Отметил около 40 точек – возможных стартов-посадок. Еще свои точки дали ребята, летавшие за неделю до этого в рамках ежегодного перелета «Across Himalaya» в Непал. Из оборудования: подвеска Sup-air Hibrid (у нее один из самых больших рюкзаков, влезало практически все, кроме кокпита), крыло Aircross U-Sport, самонадувающийся коврик, и спальник. От палатки отказался – рассчитывал на жилье. Больше всего проблем со съемочным оборудованием: как крепить, таскать, заряжать, ну и, собственно, снимать? И самое главное – «SPOT» спутниковый трекер, отправляющий каждые 10 минут координаты на сервер оператора.

Спасибо Антону Кулакову («Хоббит мохноног» hobbitmohnonog ) и Дену Бердникову – они согласились обеспечить мониторинг трекеров и самое главное – организацию спасательных работ, если понадобится. Без этого полеты были бы невозможны. Ден, за несколько дней до этого, в Пачгани, сломал руку и теперь сидел на земле.

Оптимально, с точки зрения безопасности, летать вдвоем или втроем. В любом случае – очень хорошо слетанной командой, на крыльях с одинаковыми характеристиками. А по скорости полета – одному. Так как напарника у меня не было, изначально рассчитывал на одиночку. К моему приезду, в Бире уже был Валера Мазнев mazneff , мы с ним давно знакомы – он хороший пилот и человек. Решили попробовать лететь парой. Первые опыты оказались неудачными – у меня проблема с рацией, а у Валеры с крылом. В итоге постоянно друг друга теряли. Его обычное крыло – Омега 7, но в Индию он взял старую 2йку – MAC Intox размера S, медленную и не парючую. Буквально на третий день он получил на ней «дискотеку»(1). Но все равно решили лететь парой.

Старт перелета 6 апреля. Погода ухудшилась, в отличие от предыдущих «бомбовых» дней. Валера очень сильно отстает: у меня один переход(2), у него – 2, приходится ждать. Часа через 2.5 на большом хребте раздляеющим долину Бира-Манди и долину Кулу получаю мощную фронталку(3), не до конца компенсирую клевок, ловлю асимметрию(4), и твист(5) – а на выходе моя тряпка завязывает левый галстук(6), и резво входит в ротацию(7). Все это чуть выше хребта (около 200м над рельефом – посмотрел потом). Попробовал затормозить ротацию, но понял, что поздно, а скалы мелькают уже выше меня. Выбора нет. Запаску(8) кинул шустренько, раскрылась быстро. Успел два раза крикнуть в рацию «Валера, у меня запаска!», сгруппировался, и приготовился больно падать. Идиотам точно везет: опустился на участок склона 70х150м покрытых травкой, окруженный с трех сторон почти отвесными скалами и каменными осыпями, в 50м от вершины отрога хребта. Поток, который меня сложил, мягко же опустил на землю. Запаска все еще тянула меня вверх, когда задница была уже на земле.
  Решаю быстро переуложить запаску и стартовать. Опыта по укладке запасок этого типа у меня нет,    Валера консультирует меня по рации. Стартовать не получается, ветер довернул и на склоне штиль, крыло соскальзывает вниз. Валера отказывается лететь один дальше – без меня, и решает искать место посадки, я – место старта на завтра (и место ночевки). Итог первого дня: я сел на 3300м около 15ч, два часа ковырялся на склоне, и еще два пробирался по отрогу километр, спустившись на 200м вниз, где нашел хорошее место для ночевки и старт под северо-запад. Пробирался – потому что на деле это было так: на четвереньках, по-пластунски или повисая на камнях. Тропа хоть и есть, но местами идет по почти отвесной стенке – внизу обрыв. Акклиматизации еще нет, каждый шаг дается с большим трудом, сильная отдышка. Сердце не успокаивалось почти час, даже когда уже лежал в спальнике. Палатку сделал из параплана и палок, сбоку от большого камня, чтоб защититься от ветра. Получилось очень тепло и комфортно. Ночью температура упала ниже ноля – единственная лужа с зеленой водой и красными червячками покрылась льдом (такое пить не решился). Воду добывал из ближайшего снежника, подвесив бутылку со снегом на палке под парапланом – чтоб растаял. Бутылка маленькая 0.5л, воды получается только половина (на всякий случай добавлял марганцовки). На будущее – надо брать большую пустую бутылку. Из еды: 4 сникерса, 250г орехов и немного изюма. Есть старался поменьше, чтоб не усугублять обезвоживание (а оно было, сколько не пил воды потом, сутки ничего не выходило обратно)). Спать мешали только божьи коровки, активно интересовавшиеся содержимым спальника.

Где Валера сел, и что с ним – неизвестно. Связи никакой.

7го стартовал около 14.00 и смог связаться с Валерой: он, при попытке сесть, провалился на теневой стороне хребта в ущелье и к этому времени уже 7 часов поднимался в гору – искал старт. Сказал ему что лечу в г.Манди и там его жду. Прилетел, сел на вершине хребта – как 2 года назад, здесь есть посадка(1-2) и старт(1-1) (точка 017 31.736908° 76.969346°).



Заночевал в ближайшем домике – индус позвал. Нехорошо получилось с его женой и 4я детьми: он их отправил спать на кухню, дав вместо кровати мешок с тряпками. А сам с соседом, и бутылкой местного вискаря сел ужинать- я был поводом. Сосед представился военным, на утро пригласил к себе, показывал фотографии на фоне танков Т-62, автоматов, пулеметов и прочих армейских фетишей. Говорил, что спецназовец и что служил на Пакистанской границе. Фотографии переснять не дал, но я все равно что-то нажал. Дом у него по местным меркам очень богатый. Новая мебель, более-менее нормальный телевизор, и вообще комната напоминает европейскую. Очень собой горд – первый парень на деревне! Что недалеко от реальности потому что военные в Индии весьма уважаемые и обеспеченные люди.




  8го, с утра вызывал Валеру по станции – глухо. С вечера забил в GPS точку «ОК» пришедшую с его трекера(10) накануне. Ребята на базе сказали, что кроме «ОК», сообщений от него не было, и если трекер включится – сразу позвонят.
В 13.00 лечу обратно- к точке, аукаю Валеру по рации. Сделал большой круг вокруг точки (а она совсем рядом от места моей запаски, и летать приходится прямо над ним – очень неприятное ощущение). Заодно, по дороге назад, посмотрел, что за точку дали ребята рядом с Манди – «Prasher lake TK» (31.747879° 77.116219°). Отличное место, с огромными посадками и стартами. Озеро, темпл (храм) и двухэтажная гостиница – если правильно рассмотрел.

Валера не отвечает. Значит обратно в Бир, заниматься организацией спасов: что-то случилось. На подлете к базе заработала рация, ребята в воздухе подтвердили – на связь не выходил.
И как же я матерился, когда уже сев на штатный лендинг, Татьяна «Воробушек» сказала: Валера ей звонил, он жив и здоров, набегался по горам, так и не смог найти старт, и в довершение всего потерял рюкзак с парапланом, а рацию не включал чтобы не садилась.  Эти дни, он подробно описал у себя в журнале: , ,.
Первый этап закончился неудачно. Хотя везде свои плюсы – можно помыться, постирать одежду. А то мухи на меня уже как-то странно косятся.
Ребята в Бире пакуют вещи: в 50 километрах от нас, в г.Драмсале с 10 по 20 апреля проходит чемпионат по крикету. А так как СССР поставляло в Индию не только оружие, но и менталитет чиновников – воздух для полетов парапланеристов закрыт. Притом все сделано в лучших традициях совка. Пришло 2 бумаги: одна что летать нельзя в радиусе 50км, другая – во всем штате Химачал-прадеш. Какой руководствоваться неизвестно (мы, конечно, первой). Никого не интересует что подготовка «террориста-парапланериста», для Гималаев– не один год, что бы хотя бы, долетел куда надо))). Уважаемые гости чемпионата не должны нервничать!

Новым местом базирования будет город Манали (32.238406° 77.187207°), на севере долины Кулу.

. Лечу в г. Кулу к Валере, отдать ему GPS с забитой точкой рядом с потерянным рюкзаком. Погода нормальная, долетаю за 2 часа с большим запасом высоты. Посадка на городском стадионе – скорее аэродроме, таких он размеров (31.955571° 77.110652°). Отдаю железки и на «бас-стейшен»(автобусная станция). На крыше «паблик-баса» с ветерком доезжаю к началу тропы к «Виджили-темплу», местному старту (31.922186°  77.149985° 1-2).

У меня подъем занял почти 2 часа, с остановкой на еду, лететь куда-то поздно. Хозяин одного из ларьков предложил остаться спать у него в палатке-кафе. Есть кровать с грязнющими одеялами и бутылка воды. Вечером напугала собака: забралась в палатку и начала что-то жрать в углу. Ночью получила пинка – начала лаять.

 

10го поторопился со стартом в 11 часов, инверсия(11) в долине еще не поднялась и висит плотной крышкой. Долго и мучительно вылизывал склон, чтоб сесть аккурат между забором аэропорта и рекой (31.874352° 77.157275°). Похоже, я вызвал очень радостные эмоции у охраны. Хорошо, что забор глухой – бетонный с колючкой по верху. Они махали мне руками, кричали «ком» и зачем то снимали с плеч автоматы. Для праздничного салюта наверное. Взлетная полоса занята строительной техникой, и даже вертолеты не летают. Я решил не заглядывать в гости, а прикинувшись шлангом, сделать ноги. И это у меня получилось! Собрался рекордно по времени, и минут через 15  был на дороге за деревом (чтоб не светиться, если будет погоня), весь взмыленный и в грязных ботинках – наступил в сточную канаву. А еще через 5 минут ехал на машинке в город: остановился молодой индус по имени Арун и предложил подвезти. Пока ехали, он согласился за 500рупий отвезти наверх, для рестарта.
У темпла ветер уже метров 7-8 в секунду, в 15.00 старт с 3го раза. И как 2 года назад, смог пролететь только 10км к соседнему хребту на Ю-В для поиска ночевки – старт у Кулу показал себя с худшей стороны. Сел на склон у точки 023 на 2500м (31.877000° 77.244122°), с расчетом переночевать в домике на хребте. Пока собирался чуть не проимел спальник – неаккуратно положил, и он весело поскакал вниз по склону. Нашел его зацепившимся за куст метрах в 100 внизу.

Подошел пастух, весь оборванный, по-английски не говорит вообще (и по-русски, как вы понимаете, тоже). Мимикой и жестами позвал к себе в гости поесть и поспать. Даже рюкзак мой сам потащил. Из еды у него только чапати (лепешка) из грубой муки, дал (бобовая подливка) и вода. Ночью, когда светишь фонарем вокруг палатки, светятся зеленые точки – козам не спится.

11е. Висит небольшая «креза»(12), инверсия такая же плотная – нужно ждать пока поднимется.
С утра пришли соседи пастуха: играем в цирк – главная роль моя (даже когда идешь в туалет приходится отгонять зрителей). Мух на стоянке табуны, только что пара утонула в чае – выловил карандашом.
  Место под старт рядом неплохое, “лоб” переходящий в обрыв (2-1). Сдуру решил стартовать передним стартом. Ротором от перегиба дернуло влево, зацепился стропами за камни, и остатки колючей проволоки в траве. Порвал 3 стропы. Из-за фальстарта стартовал только в 14.00.  База(9) около 5200м. За 3 часа пролетел 75 км и завернул по долине Рампура на восток, к китайской границе. Ущелье узкое с крутыми склонами, зажато 5-6 тысячниками, внизу река. Сел на склон у поселка Nathpa (недалеко от точки 016, 2200м 31.573995°  77.971767°).  Подошел молодой индус, с постоянно звонящим мобильным, и позвал к себе. Оказался сын «уважаемого» в деревне человека.  «Уважаемый» первым делом собрал совещание – кто я и что я. Звонили какому-то полицейскому, спрашивали пермит, визу, паспорт. И все это очень громко и эмоционально часа 1.5-2. Отношение именно как в цирке – попялиться. Очень сильно напрягло. Компенсацией была отдельная комната, и  возможность с помощью ведра воды и стакана помыться холодной водой. Долго всматривался в одного из молодых ребят: когда он в бейсболке, становится очень похож на Диму Масленикова, и смеется так же. Мысли о переселении душ приходят в голову.

12е. Утром меня разбудили ровно в 6, бесцеремонно ломясь в дверь. Удалось кое-как объяснить: мне так рано ну совсем не надо – «разрешили» поспать до 7. Погода дрянь – все небо затянуто и в горах грозы. Хозяин дома, как услышал что я сегодня не улечу, сразу куда то заторопился и начал закрывать дом (меня конечно выгоняя). Но вынести мозг каким-то пермитом не забыл, и не забыл не дать мне поснимать буддийский храм рядом с домом «пермита нет – не дам».

   Не торопясь пошел верх через поселок к предполагаемому месту старта. Остальной народ оказался гораздо радушней: общались, показывали дорогу, предлагали поесть. Это в основном женщины – тут они сильно сообразительнее мужиков. Поднялся на 300м и устроился ждать погоду в небольшой пещерке, выше крайних домов. С юга волнами наползает гроза, внизу на противоположной стороне ущелья тарахтят грузовики на трассе. Ближе к вечеру ко мне подходит молодой крестьянин из верхнего дома – зовет к себе. Это не дом, а хлев. Внизу коровы, козы. Наверху небольшая комнатка с кроватью. Двери в высоту около метра – еле просунул рюкзак. Зато есть солнечная батарея, 12 вольт и адаптер к моему телефону – будет инет и связь!  На стене висит еще капсульное дульнозарядное ружье, висит не один год судя по пыли. Но, черт, сколько же тут мух! Главное не особо их беспокоить – тогда сидят спокойно по углам.

Спускаться на ночь вниз, к нему домой, я отказался – уж очень тяжелый рюкзак. Его жена напоила меня свежим молоком и сделала мне ужин: рис с карри. И они отчалили – оставив меня начальником хлева, пообещав вернуться в 9 утра. Ощущение что качество людей в Индии меняется с высотой и «уважаемостью» – чем выше и «не уважаемей» – тем адекватнее.
Ночью погода наладилась за 10 минут: только что прошел град, а небо уже все чистое и в звездах.

13е. В 9-30 уже потоки, погода обещает быть сильной. Возможно грозовое переразвитие.

Откровенно боюсь лететь к границе, хоть и совсем рядом, 60км. Если грозы сегодня разовьются, мне крышка. Ущелье узкое и высокое, с трех сторон 6 тысячники – запрет ветром как в мышеловке, не улетишь, не сядешь. А на тур по Гималаям, на высоте 10тысяч метров и минус 50С я не записывался. Отказываюсь от Китая: рискованно, мало времени. И вообще, это мечта «Передка» – пускай он сам ее реализует!

Стартую в 11(1-1), и сделав пяти километровый крюк на восток, для проверки погоды, лечу к своей крайней на Ю-В точке 034 (100км). Погода сложная, потоки не очень сильные, но турбулентные – регулярно матерюсь, сдерживая крыло. База около 6тысяч, но больше 5650м не набираю – поток дальше слабеет, а терять время не хочется. Иду вдоль большого горного массива Swargarohini, облаков почти нет – красота неописуемая. Йо-ху – Гималаи под мной! К 14-15часам сзади начинает подгонять гроза, направление на Ю-В перекрывает еще одна. Все затягивает какой то хмарью – видимость не больше 20км.

Меняю направление на юг к 031  точке (110км). К 16-30 подлетаю к ней. Это отдельно стоящая горка 2700м, южнее г.Uttarkashi, с темплом на вершине (30.686724° 78.421493°). Вся покрыта лесом, и только с юга небольшой каменистый склон – решаю попробовать сесть (3-2). Посадка получилась жесткой: ветер С-З, метра 3-4 термический. Около земли срез ветра, и я получаю клевок и резкий разгон. Со всей дури втыкаюсь ногами в камень, благо обеими в плоскую его часть стоящую немного под углом. Ноги проскальзывают, и я пролетаю еще метра 2-3 дальше по склону и останавливаюсь. Минуту сижу – перевожу дыхание. Подтягиваю за страховку опять вылетевший из чехла многострадальный фотоаппарат, и одновременно пытаюсь понять что с ногами. Вроде нормально. Слегка отбита правая нога, сломана одна треккинговая палка, и порвана одна стропа. Итого 5.15 в воздухе, 110км по прямой, или 133км с кренделями.

«Ом намах ом Шивайя» – мантра. «Balkhihla Parbat Nagani Thang» –темпл.

Плюхнулся я в 10-15 метрах от домика при темпле – выходят 2 индуса и  говорят: «Баба» (монах – священник) просит к себе, в гости. Вот так, еще не успел выстегнуться из подвески – уже зовут. Необходимости упаковывать рюкзак нет, только сложить параплан. Индусы сами его и понесли.

После того как индуистский священник в прошлый раз погнал меня из темпла у Кулу, на радушный прием я особо не рассчитывал – максимум воды попросить. Но нет: святилище находится на отшибе, в 7 км от ближайшего поселка. Гостей мало, и «Баба» был очень рад пообщаться. Ему лет 40 примерно – точнее сложно понять. Он тут царь и бог, с ним живет мужик его лет 40 – «ученик». Читает с ним мантры и курит чилим (глиняная трубка для курения гашиша, который не пылился), и парень «приготовь-подай» на хозяйстве. Парня очень просили забрать с собой в Россию – «слугой», за еду (ага – у него еще 3е детей как выяснилось). Похоже им тут совсем туго живется. Сразу напоили чаем с кокосом, и предложили дунуть – отказался (одобрили).

«Баба», накурившись, решил показать мне «энимал». Походили по горке, позаглядывали в кусты. Он рассказывал мне про «пигов» и «тайгеров» обитающих тут. Вечером даже пробило на измену, прислушивался к шорохам и закрывал со страху двери в домике. Очаг, как и во всех домах, открытый, и с закрытыми дверями находится в помещении просто невозможно – так режет глаза дымом. Вечером и утром ритуальное кормление ворон, которых тут множество. «Баба» сам готовит кашицу из муки, и кидает им, каркая по-вороньи.

Вечером молитва (с чилимом), ужин из риса с далом, и разговор про жизнь. «Баба» очень говорливый и радушный, рассказывает что жил в Северной Корее и Непале, а в г.Покхаре у него сестра. Похоже, у него есть какое то образование, и мир он посмотрел – заметно что интересы у него разносторонние. Явно занимался какими то единоборствами, рассказывал про дискотеки, и политику. И что лет 7 назад стал «Баба» – монахом.

14е. Утром порадовали подобием плова, только без мяса и понесли мои шмотки сначала на один старт, а потом на другой (30.686676° 78.421697°) (2-1). Погода кислая, воздух перегрет, фоновый ветер встречный – северный. Инверсия на 3-3.5тыс метров утром, и медленно поднимается днем. Жду до 13ч и стартую. Тут же получаю авансом небольшую фронталку – погода с каждым днем становится турбулентнее. Перескакиваю на хребет на север и по нему ползу в горы.

Выше 4т с погодой все нормально: потоки 4-5мс и база выше 6тысяч, набираю до 5800. В 16 часов совершаю ту же ошибку – залетаю на теневую, юго-восточную, сторону хребта. Погода с каждым днем короче, и к четырем там слив. За несколько минут сливаю больше километра и оказываюсь зажатым в ущелье. Справа  более-менее пологий склон, поросший 40 метровым лесом, слева – обрывистый и скалистый, освещен, смотрит на юг. Пытаюсь прижаться к нему. Ветер встречный (на акселе(13) скорость 25кмч), ущелье длинное 6-7км и не очень глубокое, без посадок. Внизу – лес, скалы и река. Подкрадывается знакомый страх: пи..ц котенку… – елочка пониже или повыше попадется? Маска сразу мешает дышать, судорожно ищу хоть какую-то посадку. На левом скалистом склоне есть небольшие выполаживания между обрывами, одна ложка довольно большая 30х50м, уклоном градусов 35-40, покрыта травой, и за ней видно на склоне разрушенную избушку – значит тут есть тропа! Участок расположен сразу за скальным отрогом в зоне ротора(14), но  сейчас пофигу – главное уместиться. Ветер не очень сильный – крыло удается удерживать от сложений, захожу в раскачку – винговерами(15). На растоянии метра от склона разворачивает спиной к нему, а мне вниз не надо – срываю(16) крыло нафиг. Оно уходит назад и верх по склону, «якорит» меня не давая скатиться вниз. Относительно мягко падаю на спину, и сразу же перевернувшись вцепляюсь в склон – я на земле!

В итоге все цело, кроме второй трекинговой палки  – собрал из двух одну, целую. А так, похоже, перелет закончен: хребет высотой около 4тысяч, я сел на 2800 сил, подниматься больше километра, нет никаких – чувствуется общая усталость за эти дни. До отъезда осталось 2 дня – по прямой до г.Манали осталось 140км, по горным дорогам это как раз не меньше двух суток.

Пошел смотреть избушку – нарвался на пастушьих собак охраняющих овец. Зная их характер, ретировался обратно к параплану, на всякий случай приготовив нож – если побегут за мной. Пока собирался, подошла вся отара вместе с пастухом. Кое-как получилось понять – тропа действительно есть, и дорога внизу. Собаки не кидались, но очень неодобрительно на меня смотрели.  Тропа местами выложена камнями в виде ступенек, местами совсем терялась. Метров на 200 ниже на правую, лесистую, сторону склона переброшен добротный деревянный мост и тропинка раздваивается. По ощущениям, ущелье, где есть дорога, туда и заворачивает – пошел.

  К вечеру понимаю, что тропа совсем не та, а уже темнеет. К темноте так и не смог вернуться к мосту.  Остановился у первого попавшегося ручья и разжег костер – на всякий случай, от зверей. Готовить из горячего все равно нечего, только сухпай: 1 сникерс, 200грам орехов и изюм. Попробовал жарить каштаны, их на земле валяется огромное количество. Но то ли они неправильные, то ли неправильно жарил – получились горькие. Съел изюм, попил воды с марганцовкой и завалился спать. Место дикое, весь лес в тропах зверей, очень надеюсь, что не хищных. Тлеющий костер и громко шуршащий параплан  должны отпугивать, по идее.

15е. За ночь не сожрали. Приснилось, что кто-то наступил на палатку – вылез, проверил, выдохнул, добавил дров в костер. Похоже, зверей еще отпугивает мой собственный запах – сам чувствую… майку скоро можно будет не класть, а ставить – она твердая от соли. Ополоснулся в ручье, и на свежую голову посмотрел карту – бооольшая Ж-па! Ближайшая дорога в 15-17 километрах на юг, и оттуда большими кругами до г. Шимла. Километров 400, а это не один день – хорошая перспектива остаться в Индии после 18 апреля – деньги, кредитки и паспорт на базе у ребят.
Вечером я таки проскочил мост – возвращаюсь на левый берег, к тропе. К 9 утра выхожу к поселку. Очень красивое место, с деревянными многоэтажными резными домами. Жители радушные накормили – напоили. У них сегодня праздник: чемпионат по крикету на небольшой деревенской площадке. Все веселые, поят пивом, подкалывают: «до завтра никаких машин не будет», предлагают остаться. Очень хочется, был бы хоть один свободный день.  Автобусов нет, зато есть «такси»-пикап который может меня довезти до ближайшего города в 17 километрах за 300рупий.  Вместе еще раз посмотрели карту, и водитель показал, где я нахожусь. Это поселок Dadra Kawar (31.195402° 78.056055°), а мне надо в город Rohru (31.204373° 77.752361°).  Начинаю узнавать подробнее. Оказывается единственная дорога идет через перевал Chanshal 3750м (31.197099°  77.988722°)  на хребте, который я не смог перелететь вчера. Есть шанс улететь!

За 2 часа, к 14.00, поднимаемся на перевал. За поездку в кузове «Махиндры» по грунтовой дороге, местами еще и мощеной камнями, мне вытрясло все мозги. В кабину залезть было нереально – еще 4 человека кроме водителя.  Машина периодически останавливается, часть пассажиров куда-то уходит, часть курит гашиш. На вопрос: куда пошли первые – неприличные жесты – палец в кружок, второй в него.

Вышел на перевале, и под шутки попутчиков начал готовится. Старт хороший, с чистыми от больших камней участками и несильным уклоном (1 -2). Ветер 7-8м с порывами до 10.  Чуть спускаюсь и стартую. Медленно, против ветра, но без сильного снижения перелетаю долину и по отрогу поднимаюсь в горы. Он поднимается на север, термодинамик дует с запада. Лечу «крабом» над деревьями: ветер слева, под 45 градусов, склон справа под 45 – поднимает постоянно +1-1.5. За каким то … решаю обкрутить случайные +2, не помещаюсь в пузыре, и получаю полную фронталку «в мясо». Клевок компенсирую достаточно – выхожу нормально, но с резким разворотом влево на 360 градусов, и почти чиркаю ногами (в паре метров) над небольшим деревцем на ребре отрога, в метрах 5-7 от вершины. Лечу дальше таким же «крабом», а самого трясет – в прямом смысле: высоты метра на три меньше – и я в виде фарша. В башке крутится только одна мысль «черт – на самолет бы опоздал …». А выше 4.5тысяч, как и вчера, погода усиливается и с 5800 встаю на глайд к г.Рампуру. Желания и времени лететь далеко нет – всего 40км до города, остальное на завтра, если повезет. Ну а на сегодня осталось самое нервное и сложное – посадка. С какой же ностальгией каждый раз вспоминаю большую, ровную и пушистую Бирскую посадку, где каждая травинка знакома – и никаких сюрпризов!

  На восток от Рампура идет хребет высотой около 3т, на одной из шишек расположен «Shraikoti Mata темпл» (31.454618° 77.735356°), и рядом на ребре неплохая посадка (1-2).  Вот на ней и остановился. Хребет идет поперек долины, в верхней части почти обрыв ок 300 метров,  и на нем неслабый термодинамик – очень долго  не получается сесть. Сел немного со второго раза, сразу понял почему – ветер на перегибе порывистый, не меньше 8-9 метров – пальмы (кедры) гнутся.   Зато тут работает телефон – обзвон друзей первым делом.

И опять, ко мне подходит индус и приглашает в темпл. Все очень радушны, настроение полной расслабухи после предыдущих дней. Расхаживаю по теплым плитам дворика, улыбаюсь солнцу и фотографирую закат.
 Живут на горе 2е индусов (Брахманы – не монахи «Баба») уже в возрасте. К ним приходит помощник  лет 35, из нижней деревни, он меня и позвал. Расспрашивали о полетах, жизни, политике – даже знали фамилию «Путин», и что он уже не президент. Старший вполне серьезно хотел поехать со мной в Россию. Служители культа тут правильные, на ужин: чапати, тушеные потроха и самогон! Притом мяса не 1-2 кусочка как везде, а до отвала. Едят индусы много, раза в два больше европейца – стандартную порцию только с голодухи можно сесть. Спать уложили в гостевом домике рядом с темплом. Часть пола разломана, под кроватью бутылка из под виски, вещи не советовали оставлять на полу – грызуны.

16е. Разбудить попытались по традиции в 6, но были посланы и до 8 относительно спокойно спал.
Выражение «нервы – как струны» идеально подходит к утреннему состоянию. Очень боюсь, что ветер на старте будет как вечера, что не смогу выкрутить, что не смогу долететь, или случится еще что-то, и я не попаду за сутки в Манали. Это не критично, но все равно нервирует. Погода такая же фиговая. Взлетаю в 12. Динамик работает, а четких потоков нет – поторопился, надо было ждать еще час. На севере, за Рампуром, склоны выше, круче и смотрят на юг, там должно быть лучше. Ничего не набрав у старта, нажимаю полную тапку акселя и встаю на переход к ним – лить начинает почти сразу, поддалбливает ротором. К противоположному склону прихожу всего на 2т. Это 900м над дном ущелья, но не помогает – периодические нолики есть, а удержаться не получается. Почти цепляя кактусы на склоне, пытаюсь пройти против ветра на ребро – фиг, сливаю еще 200 метров. Я нахожусь на правом берегу ущелья, за рекой. Тут нет ни троп, ни дорог. По левой стороне, в километре, поселок, небольшие чеки, и ниже дорога на Рампур. Дорога на высоте 300 метров над дном ущелья – это нижняя граница возможной посадки – 1400м.   Вот теперь точно все: решаю не рисковать, и садиться к дороге – перелет окончен.
Теперь главное пройти квест: «попади в Манали вовремя», это 100км по прямой. По тропе до дороги – 20 минут, автобус до города – 30 минут, и 3 минута торга на «такси-стабе». Итог: 4300рупий (100$)- и обещание, что ночью я буду в Манали! Вот тут меня наконец окончательно отпустило. Купил целый пакет холодного апельсинового сока, снял так надоевшие, и столько раз спасшие мои ноги ботинки (хорошо, что индусы так терпимы к запахам – в обморок не падают) и получал истинный кайф –  хоть в машине термометр зашкалило далеко за 40. Даже то, что водила перед поездкой укурился со знакомым дальнобойщиком, не напрягало. А лететь сегодня точно не получилось бы: термичка началась только в 13-13.30, а в 14-30 все небо затянула плотная «креза». Легко мог слиться на 50 километровом участке по глухим горам, до долины Кулу – вот это был бы цирк.

Дорога заняла 7.5 часов, почти без остановок. Местами идеальная, местами раздолбанная грунтовка – всего километров 300. По прибытии первым делом поставил майку в угол, сломал пополам штаны, засунул в ведро – отмачиваться. Ден выдал мне одно полотенце, обещал второе, чистое,  выдать когда немного отмоюсь.

Вот, в общем-то и все. За 8 дней и 7 ночей автономки, удалось пролететь 350км из намеченных. Первая часть, из-за накладок, отняла 4 дня – именно их мне и не хватило. И большей проблемой было электричество. Несколько раз его не было по 3 дня, а камера на 2 аккумуляторах работает час. Нужен автономный источник.

Пояснения, термины и полезные сылки:

 

Автор – Алексей Дружинин (Лохматый). 2010г.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться статьей в социальных сетях

Line Para2000.ru

Добавить комментарий