SIV2. Осенний Олуденизили «вопреки всему»

Осенний Олудениз SIV2 или «вопреки всему»

Бежать, бежать от наступающей осени в лето хотя бы на неделю. Туда, где тепло, где море и горы. И летать, летать, летать..
Примерно такие мысли наполняли голову по дороге в аэропорт. Через каких-то 3 часа снова наступит лето, а еще через несколько часов будут удовлетворены и остальные желания.
Вот он родной (прости меня, Родина) Олудениз! Все так знакомо и на своих привычных местах: лазурное море, вальяжно прогуливающиеся по пляжу отдыхающие, обступающие бухту горы.

Спотыкач
Однако все в этот раз пошло как-то не так. Бывают ощущения, что судьба как-будто споткнулась и вышла из колеи, и ничего нельзя с этим поделать. Просто нужно справляться с ситуациями и ждать новых испытаний. Заканчивается этот период извращений с событиями так же ощутимо: вдруг приходит сознание, что вот оно, кончилось, и можно не ждать какого-нибудь обязательного мелкого подвоха. К сожалению, период «спотыкач» так же вдруг настал сегодня, по прибытии в отель. В нем не оказалось свободных мест, которые там должны были быть, поскольку они были забронированы заранее. Ерунда на самом деле, т.к. не ради отеля приехали, тем более заселили нас временно в соседний единственный почти гламурный пятизвездочный отель. Вроде бы с одной стороны неплохо должно было быть. Однако, кто-то ведь знал, что я больше всего не люблю сборы вещей и переезды!
И еще кто-то испортил погоду! Эй! Верните солнце и уберите эти тучи с горы! В ответ только тихая влажная дымка над Ликией.

Низкая облачность над ликией

К сожалению, полеты откладываются на неопределенное время. По прогнозу погоды, дня на 2 точно. Ночью разыгралась бушующая стихия. Утром побережье было не узнать: кругом ветки, мусор, поваленные скрюченные флаги-колдуны, песок на пляже остался в огромных промоинах от стекающих с побережья потоков. Интересно, каково было в море, если в этой бухточке так все разметало? Нет! Не интересно! (чур меня).

Свободные полеты
2 дня непогоды проходили в изучении окрестностей, праздновании дня рождения одного из пилотов, в предчувствии скорых стартов, повторении намеченной еще несколько недель назад программы небольшого собственного СИВ.
К обеду второго дня пребывания на «острове свободы» погода улучшилась, и освободился от облаков ликийский старт. Нефтяника долго уговаривать поехать на старт было не надо, он быстро нашелся на пляже, и мы отправились на гору. Природа отдохнула, выглянуло солнышко, и было весело от того, что скоро мы наполним наши легкие и парапланы свежайшим горным воздухом. Условия для первого вылета в данном выезде идеальные – вариометр не пикнул ни разу, даже при приближении вплотную к скальнику. Лететь пришлось, правда, как в истребителе: кокпит каким-то образом прикрепился так, что загораживал приборами обзор вперед. Сделав несколько галсов у заросшего кустарником подножия Бабадага, мы пошли к бухте. Выполнение винговеров получилось из-за нелепого положения кокпита таким же нелепым. Надо было признать свою полную несостоятельность делать что-то в таких условиях, и я зашел на посадку. В приподнятом настроении с нефтяником пошли на ужин, рассказывая по дороге Юльке и Ленке, как круто полетали настоящие пилоты у скальника.

Слетели с Нефтяником с горы
Юлька: это Марс?
Гранат
Виноград. Просто потому что снимок такой же, как в моей первой детской книжке про Рики-Тики-Тави

На следующее утро погода совсем стала хорошей, и мы решили подняться на верхний старт. Пришли в «Фокус», закупили билеты и ждем у машины. Подошли пилоты из Питера, высокий худощавый мужчина из Адлера, машина заполнилась русской речью. Уже веселей! Подсели туристы и тандемщики.
Очень прикольно наблюдать за туристами, поднимающимися на гору. Дело в том, что конторы, которые катают на параплане, расположены вдоль пляжа. Видимо, туристы, прогуливающиеся по пляжу, соблазненные красивыми фотографиями бухты с высоты и желанием новых ощущений, рассматривают поездку как продолжение развлечений и пляжного отдыха. Особенно это касается иностранцев. Они с видом «я заплатил, развлекайте меня» устраиваются в машине в том, в чем ходят обычные люди по побережью – шорты, майка, тапочки, в лучшем случае кроссовки. По мере движения грузовика вверх, воздух становится все холодней, и пилоты начинают одеваться. Здесь туристы по реакции на происходящее делятся на несколько групп. Одни начинают волноваться и смотрят по сторонам и на утепляющихся пилотов. Другие, обычно те, что имеют запас теплопроводности, все еще сохраняют невозмутимый вид: «я заплатил, развлекайте меня». Впрочем, вторые пребывают в ожидании уготованных развлечений вплоть до момента, когда тандемщики им покажут, куда надо бежать. В общем, беззаботность туристов никак не идет им на пользу. Предвкушая возможность исследования реакции людей на меняющееся условия обитания, я решаю немного поспать до середины пути.

На Бабадаге.Верхний старт.

Взобрались мы на гору около 10-ти утра. Через 5 минут я стартовал после мужичка из Адлера, который на своем Аддикте пошел в сторону скалы с пещерой, которая видна с пляжа. Потерев скальник у южного склона Бабадага, джина извлечь из бутылки не удалось. Поэтому пришло решение последовать по пути более опытного пилота на Аддикте. Тем более в той стороне явно собиралось образоваться облачко. Дойти до скалы с пещерой у Олудениза оказалось совсем не трудно. Превышение над рельефом оказалось метров 300, и поток легко нашелся. Пока я был занят обработкой потока до самой базы, Аддикт уже был под другим облаком дальше, в направлении на запад. Облака образовывались прямо над небольшими горками у самого моря. Теперь нужно было решить, стоит ли лететь за Аддиктом. В случае, если поток не найдется, можно будет добраться до долины, где расположен старый город. Выбираться оттуда одному не хотелось. «Пораскинем мозгами»,- сказал Штирлиц. Сейчас 11 утра. Как будет развиваться погода? Да кто его знает? Скорей всего бризовые условия будут усиливаться, термичка около моря будет ослабевать и сдвигаться вглубь материка. Если не успеть набрать под облаком, к которому сейчас полечу, то потом нужно будет сразу искать место посадки. Долететь до скалы обратно не получится. А, была-не была! Когда решение было принято идти на переход, мой летающий сигнализатор потоков уже был под базой и встал на обратный переход. Мне повезло. Когда пришел к облаку, поток еще работал, хотя колбасило в потоке будь здоров! Никак не удавалось найти ядро. И плоскими спиралями срезал, и крутыми ввинчивал – ничего не помогало, одна турбуляка кругом. Но поднимало все-таки чаще, чем опускало. Где-то метров 300 удалось отжать у этого старого термического скупердяя. Устав от взбрыкиваний и суматошных движений крыла, направился обратно к скале. А там уже ничего нет. Все потоки слизал бриз. Облачко растаяло. 200 метров превышения над скалой были потрачены на поиски хоть чего-нибудь, что заставило бы вариометр попищать равномерно. В итоге пришлось обтирать скальник. Когда с 5-ой попытки не получилось выбраться над скалой, пришлось бросить эту затею и лететь к дому.

Первые потери
К полудню Бабадаг закрылся облаками. Ликийский старт все еще открыт и в полном нашем распоряжении. Со старта было видно, как несколько пилотов обрабатывают сильный хороший термик прямо над скалой, которая загораживает вид с ликийского старта на бухту Олудениза. Погода бомба! Надо спешить, чтобы покупаться в теплых вечерних потоках в компании этих замечательных аппаратов, сделанных руками человека. В предвкушении «вкусных» термиков, в отличном расположении духа готовлюсь к обратному старту немного в стороне, чтобы не мешать тандему. Самые теплые чувства наполняют грудь, и улыбка до ушей это отражает ярче всего. Привычный для данного старта штиль, рядом готовится тандем, погода прекрасная, жить хорошо – такие мысли наполняли голову в момент старта. Даже когда ноги предательски зацепились за колею, заставив тело падать назад, оставались мысли, что жизнь прекрасна. Даже когда тело приземлилось на ровную наклонную поверхность спиной, а затем головой вниз мысли о прекрасном не покидали голову, они трансформировались в напутственные: не надо спешить, успеем, жизнь прекрасна. Но какой-то предательский удар в зубы разрушил идиллию вечера, заставил вернуться снова в мир материальных тел, имеющих массу, инерцию и еще несколько полезных свойств, вытряхнув из головы все светлые порывы. Что за б..ть? – взбунтовалось и крикнуло сознание. Раз, два, три – отозвалось это что-то. Надежные рации делают японцы (а может и китайцы)! Крепче зубов! Нефтяник со всей своей заботой и чуткостью сказал: надо шлем-интеграл надевать. Лишенная всякой сентиментальности фраза, вернула к прежним решениям – надо все же лететь.
Так классно в горах еще не леталось! Такая халява ощущалась только в динамике в Гуиморе. Перло везде! Сначала набор у ликийской скалы, потом переход на север под тучку над плато, затем обратно к скале и так 3 раза. Мимо просвистел в направлении Олудениза кто-то на длинной скакалке. Куда? На посадку в такую-то погоду? Нет уж, до заката осталось не так долго. Никогда не видел закат в горах в полете. Очень хочется поработать за вознаграждение в виде заходящего в море солнца и освещающего только параплан и гору, в то время как ниже, уже только сумерки. Врят ли получится, но с горы уйду последним. Для того, чтобы дождаться заката, нужно обязательно выбрать под базу и держаться освещенных мест. К сожалению, никак не удается забраться повыше. Пока еще над плато, но чувствую, что придется сдвигаться все ближе к обрыву в Олюдениз. Там, у обрыва трутся несколько крыльев. Им уже не выбраться сегодня выше. Ловлю небольшой пузырь у какого-то каменного прыща прямо перед обрывом. Вылизываю скалы и держусь еще около полчаса, но в итоге приходится присоединиться к тем парням, что ниже у скалы. Еще метров 20 ниже солнце не освещает стенку. В рацию слышу бодрый голос Директора. Вектор приехал! Эх, заката в полете сегодня не увижу, зато какой успокаивающий полет получился! Пойду встречаться с вновь прибывшими.

Программа SIV2

В этот раз задача пройти курс SIV2 (в классификации клуба Вектор). В чем состоит цель программы? В сравнении, например, с программой SIV1.
Программа полетов по курсу SIV2 начинается с повторения элементов SIV1. И это оправдано, т.к. основной задачей курса SIV2 является быстрый плавный управляемый выход из опасных режимов полета, лучшее владение крылом в опасных режимах. Подход к каждому пилоту индивидуален, т.к. те пилоты, которые быстро справляются с базовыми упражнениями начинают выполнять базовые элементы акро.
Краеугольным упражнением всей программы является выполнение режима управляемого полного срыва потока с максимально наполненным крылом (парашютирование). Это очень тонкая работа, как оказалось.
У меня было всего лишь 4 дня для того, чтобы поучаствовать в курсе, который проводит Андрей Алепов (Бобр).
За эти 4 дня сложно успеть отработать все элементы курса. Однако надо было продолжить изучение крыла, отработать навыки, короче надо двигаться вперед.

Полковник самоутопился

У меня не очень получалось сделать удерживаемый срыв потока. За SIV1 отработал до автоматизма, что как только крыло в полном срыве клюнуло вперед, можно отпускать клеванты. Мозг давал команду рукам держать, но этих предательниц было целых две, и они продолжали выполнять старую программу. Затем после очередного объяснения Бобра пришло понимание, что вход и выход из срыва потока – это процесс, происходящий с гистерезисом. Чтобы войти в режим (в случае работы снизу), нужно довольно сильно затянуть клеванты. Но вот выходит из режима крыло при довольно высоком положении клевант, и этот «люфт» – есть зона работы в срыве, когда можно управлять наполнением крыла. Это как в случае Чернобыльской АЭС, чтобы развить режим нужны усилия, но как только режим запущен, он действует как пружина, по программе, и пока программа не завершена, повернуть все назад нельзя. Примерно такой процесс и при срыве. Крыло нужно загнать с усилием, удерживать его в этой «яме» вполне возможно до определенного момента, но если крыло начало выходить из режима, то лучше позволить ему это сделать. Задача заключалась в том, чтобы оказавшись на дне ямы, почувствовать где находится край ямы, выбираясь потихоньку вверх. А почувствовав этот край, оставаться чуть ниже, исследовать стенки, двигаясь вверх-вниз, вправо-влево, не выбираясь совсем наверх, пока сам не захочешь.
Проблема же была как раз в том, что сначала по моим неправильным представлениям, подъема из ямы как бы не было, яма не обладала глубиной, а был только порог, который нужно нащупать.
Еще одной сложностью являлась моя подвеска. Поскольку она больше чем надо, то никак не получалось работать плоско и точно весом. Тело, переваливаясь в подвеске из одной стороны в другую, мешало управлению и балансировке.

Самое страшное привидение на свете!
Боевая запаска

В очередной день отрабатывали с Бобром выход из ассиметричного срыва потока на полной скорости через полный срыв и парашютирование.
Было повторено раз 20 в разных источниках, что затягивание грудного ремня приводит к твистам. Однако после очередного твиста и необычного полета спиной вперед на клюющем параплане, Бобр предупредил меня по рации: «проверь еще раз грудной ремень!» Ну конечно! Грудной так грудной. Расслабим до отказа. Это ничего, что лямки спадают с плеч, зато твиста быть не должно. В следующую минуту очередной твист и запаска. Оказалось, что грудной ремень находится вовсе не на груди!
Прикольные мысли посещают голову в такие моменты. В этот раз я разговаривал сам с собой. Личность раздвоилась на Мистера «Очко» (О) и Мистера «Мозг» (М).
После третьего оборота свободных концов у нас случился следующий диалог:
О: Неужели это все происходит со мной?!
М: Ну вот, и твоя очередь пришла! Пора бросить запаску!
О: Неужели все это происходит со мной?!
М: Да, вот ты уже держишь ручку запаски! Вот она – перед глазами!
О: Надо бросать запаску!
М: Небольшая поправка: надо БРОСИТЬ запаску!
О: !!! Блин! Что так долго не открывается?! Она сработала?!
М: Расслабься и получай удовольствие! Ты сделал все, что смог!
О: Ну когда же?!
М: Ага, теперь ты поработай!
О: Вот это перегрузка! А я сегодня плотно пообедал!
М: Чего расслабился? Собирай свое трапье!.
Как только шум ветра ослаб, я услышал ровное вещание из рации. Передачу вел Бобр со спокойной дикцией Левитана: собирай крыло, выключай приборы, время еще есть, снижаешься ровно. Левитан, блин! 🙂

Приводнился очень мягко. Снижение было метра 3 в секунду, не больше. Погружение в воду не произошло, даже плечи и голова не намокли. Пока происходил спуск, подъехал катер, поэтому от подвески решил не отстегиваться, не плыть. С третьей попытки влез на катер с намокшей подвеской – титанические усилия потребовались.
Отдельный респект хочу сказать Кетамину, который помог на старте зачековать выпавшую из подвески запаску. При этом ни один пилот не пострадал! Спасибо, Андрюха. Отдельное спасибо Тохе за аккуратную укладку подсохшей запаски обратно в контейнер, любезно предоставленный Директором. А также одному пилоту из нашей группы (забыл уже как зовут его) за использование его запасной ручки. Ну и, конечно, Бобру, что до последнего пытался предотвратить твисты и за титанически спокойное сопровождение. Отдельная благодарность группе береговой поддержки, которая налила полный стакан микстуры-противоядия и тем самым не дала пилоту умереть от адреналивого токсикоза.
Забавно, при подходе к бухте не покидала голову навязчивая мысль: а какого цвета у меня запаска?

Вот такого она цвета!
Следующий день рождения

Так совпало, что на следующий день, был мой День рождения! Погода была на моей стороне: летали мало, крыло подсыхало.
Кто как мог скрашивал свой досуг: парни запускали Байкера в море, Бобр пытался улететь в динамике от пляжа. Я ждал гостей.

Главное – хвост!

Летающий Бобр

Такого шикарного и насыщенного Дня рождения у меня пока не было. Пришли все пилоты нашей группы. Около 30-ти человек! Отметили немного за ужином в отеле.
На фоне предыдущих событий мне подарили спас жилет! Детский! Но размер подошел!

Подарок на День рождения

Полный дом гостей

После трапезы мы выдвинулись естественно к морю, где покурив кальяна, отправились топить дельфинов (катамараны). Одетых не оказалось, купались голышом. Дельфины не выдержали натиска русских задниц, и сдались, а те, которые сопротивлялись, были безжалостно расстреляны галькой.
Кто-то потом рассказывал, что были вызваны жандармы, чтобы задушить русский бунт. Но жандармы не решились подходить. Не знаю, насколько это было правдой.
Спасибо всем, кто пришел на мой День рождения! Все-таки жить хорошо!
Как это ни странно, я почувствовал, что спотыкач закончился именно в момент, когда топил дельфинов.

Автор – Денис Иванов (Денди)

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться статьей в социальных сетях

Line Para2000.ru

Добавить комментарий